...

суббота, 12 июля 2014 г.

Это я, почтальон Печкин!

Принес посылку для вашего мальчика... Наверное эту крылатую фразу из любимого мультфильма помнят все. Она мне вспоминается всегда, когда я сталкиваюсь с почтой или тогда, когда требуется что-то куда отправить. Не скажу, что это всегда доставляет мне удовольствие. Даже продвинутые сервисы доставки с курьерами иногда просто удручают. Я уже не говорю о логистических компаниях и всеми «любимой» Почтой России. Но вдруг у меня возникла шальная мысль как все это поправить, с которой хочу поделиться с Хабром.
Предпосылки и посылки



Я живу в Томске. Как то раз ко мне приехали друзья в гости немного, как говориться, потусить. Чудесная встреча, море эмоций и горячительных напитков привело к тому, что друзья — семейная пара из Новосибирска — уехали позабыв свои вещи. Вещь, правда, оказалась одна — косметичка супруги моего друга, туго набитой дорогой косметикой с двумя кредитными картами. Недостачу в вещах обнаружили уже в дороге. Созвонились. Решено было не возвращаться и я пообещал отправить косметичку по почте. Тем более, что вещь не особо ценная, да и расстояние до Новосибирска 270 км, поэтому посылка должна прибыть достаточно скоро. И пошел я на следующий день на почту. Проклял все. Потерял 50 минут времени, но купил коробку, сделал опись, заплатил деньги, заполнил кучу всяких бумажек плохими авторучками, изругался весь, а главное — отстоял бешеную очередь. Хотел уже плюнуть, но должен был получить еще заказное письмо, поэтому пришлось стоять до последнего. После практически часового мучения, но довольный и злой я вышел с почты и сел в машину. Увидев, что мало бензина, решил заехать на заправку. Подъехав к колонке и увидев впереди стоящую машину, я неожиданно оживился.
Заправка как почта?



Впереди меня стояла машина с номерами Новосибирска. Молодой парень заправил полный бак, и, как я понял поехал домой в свой город. У меня возникла простая мысль. Каждый день и каждый час на заправках заправляются люди из разных городов. Особенно на выездных заправках. А что если я бы отдал этому парню свою посылку и он, бросив ее в багажник, уже через несколько часов довез до адресата. А деньги, которые я заплатил Почте России я бы отдал ему. На бензин. Никаких очередей, все быстро и культурно.
Доводим идею до ума



По приезду домой я погрузился в Интернет. Оказалось, что у четырех крупнейших игроков на рынке топлива (бренды не указываю, всем и так понятно) по всей стране построена развитая сеть автозаправок. Как говориться, от Москвы до самых до окраин. Много современных, с магазинами и всякой прочей ерундой. Представим себе, что человек, который хочет оправить посылку, заходит на заправку и покупает некий почтовый набор. Таких наборов, к примеру, три.

1. Картонный конверт для документов формата А4

2. Коробка, в которой можно отправить, к примеру, пару обуви.

3. Коробка, в которой можно отправить что-то побольше, к примеру девайс 25-40-25 см.


Коробки разборные, место много не занимают, имеют на поверхности поле для мобильного телефона отправителя, получателя и QR-код, а также поля для последних пяти цифр паспорта (или для всего номера). Мобильный телефон в этой схеме является единым кодом для обработки данных. Человек, который хочет быть отправителем или получателем должен иметь с собой паспорт, на основании которого принимается и выдается посылка. Водитель, который хочет стать «почтальоном Печкиным» должен один раз заполнить стандартную форму, указав паспортные данные, копию прав и документы на автомобиль. Он устанавливает у себя приложение под Android или iphone, которое имеет все необходимые геоинформационные сервисы (места заправок по стране), обрабатывает данные и сообщает о перемещении посылки. Суть сервиса заключается в том, что я сдаю посылку на заправке, ее через некоторое время забирает водитель в попутном направлении, который сдает посылку на заправке этого же бренда в другом городе. Получатель посылки принимает смс о том, что посылка доставлена, приезжает на указанную в смс или в пользовательском приложении на телефоне заправку и по предъявлению паспорта и сообщив 4 последние цифры своего телефона — забирает посылку себе. Посылка может быть доставлена несколькими водителями. К примеру, один довозит ее до одного города, другой подхватывает и везет дальше.


Где деньги, Зин...



Рассмотрим пример. Я обязан заплатить за доставку посылки. Стоимость доставки должна быть тарифицирована в зависимости от расстояния. К примеру, расстояние 300 км. Стоимость доставки 200 рублей. Я плачу 200 рублей на заправке оператору и отдаю свою посылку. Заправка за услуги по обработке посылки и ее хранения берет комиссию — 20%. То есть 40 рублей. Водитель, который берется довести посылку до заправки в другом городе получает 160 рублей. Но не деньгами, а скидкой на бензин на сумму 160 рублей в том месте, где он сдаст посылку на заправку с тем же брендом. Таким образом, мы привязываем клиента к бренду, он более лоялен и реально экономит деньги. Человек может взять две, три посылки. Конечно, нужно сделать ограничение. К примеру, 1000 рублей на одного водителя. В любом случае затраты на бензин могут быть сведены практически до нуля. Везу посылки, сдаю на заправке, заправляюсь даром. За все заплатили отправители посылок, да и помимо проданного бензина заправка получила комиссию 20% с почтового тарифа. Красота!
Преимущества подхода и недостатки



Первое и самое явное преимущество — скорость доставки. Она невероятна! В примере с моими друзьями из Новосибирска посылка с косметичкой была доставлена через шесть (!) дней. В этом случае посылка может быть доставлена уже через 5-6 часов. Второе преимущество — экономия денег на бензин. Особенно тем, кто постоянно в разъездах, путешествует и т.д. Еще одно преимущество — отсутствие существенных очередей на заправках. Сдать и получить посылку можно за несколько минут. И, наконец, сервис вполне справился бы с «праздничными» затыками почты перед Новым годом, Рождеством, различными праздниками. Сервис был бы полезен интернет-магазинам, которые существенно ускорили доставку вещей заказчикам. Есть, конечно, недостатки. Потери посылок, недобросовестное обслуживание, кражи. Но это можно решать, к примеру, страховыми сервисами и ограничением на разовый забор посылок и т.п. Будут сложности технические. Базы данных, приложения на мобильных платформах не так просты. Могут быть юридические ограничения. Возможно, потребуется лицензирование. Может что-то еще отразиться в комментариях к этому посту.

Всем хорошего дня!


This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий