...

суббота, 6 сентября 2014 г.

Сибирские ученые разработали технологию, которая поможет повысить безопасность взлета и посадки самолетов



Часть 1




image

Буквально некоторое время назад эта новость облетела интернет:

Учёные томского Института оптики атмосферы (ИОА) им. В.Е.Зуева СО РАН совместно с Институтом мониторинга климатических и экологических систем СО РАН разработали технологию измерения характеристик нижнего слоя атмосферы, которая позволит повысить безопасность взлёта и посадки самолётов, говорится в сообщении центра общественных связей СО РАН, с которым 29 мая ознакомился корреспондент Сиб.фм.


«Совместно с коллегами из Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН создан и реализован новый метод акустического зондирования пограничного слоя атмосферы. Он позволяет одновременно дистанционно определять характеристики температуры и скорости ветра с учётом турбулентного ослабления звука и исследовать их взаимосвязь», — сообщили учёные.


Отмечается, что создание новой технологии стало возможным благодаря решению учёных модифицировать имеющиеся акустические радары (содары). Эти приборы излучают в атмосферу направленную звуковую волну, которая отражается от неоднородностей, возникающих в воздухе из-за его турбулентного перемешивания, и возвращается в виде сигнала, по характеристикам которого определяется либо скорость ветра, либо флуктуации температуры.


«Эти параметры взаимосвязаны, и мы впервые попытались решить задачу их одновременного дистанционного определения, синхронизировав в одном приборе разные каналы приёма информации. Результаты применения разработанной технологии вдохновили нас на оформление заявки на патент», — рассказала старший научный сотрудник ИОА СО РАН, кандидат физико-математических наук Людмила Шаманаева.


Учёные ожидают, что метод будет применяться в аэропортах для обеспечения безопасности взлёта и посадки самолётов. Он позволяет в режиме реального времени увидеть динамику и ветровой, и температурной турбулентности в нижнем слое атмосферы, где пилот принимает решение о посадке самолёта или заходе на второй круг.


«Там создаваемые турбулентностью воздушные ямы особенно опасны, поскольку нет запаса по высоте и времени для манёвра, и незапланированное резкое снижение летательного аппарата может привести к катастрофе», — отметили учёные.


Наконец-то взлеты и посадки самолетов станут безопаснее. А вообще не все так радужно, как расписывается журналистами-дилетантами в статьях желтой прессы. Зная реальное плачевное положение дел по данной теме, начинаешь понимать, что все эти радостные новости про очередные открытия наших ученых – лишь приукрашенная глупыми журналистами ложь. И все эти очередные собачьи радости по новостным каналам вызывают лишь улыбку и понимание того, как наше правительство хочет и пытается создать иллюзию успешного развития науки и технологий. Эти жалкие потуги все же делают свое дело, возрождая чувство патриотизма в умах простых российских граждан, не вникающих в суть дела.


Что касается данной темы, вероятно секретная информация просочилась в прессу посредством кандидата физико-математических наук Людмилы Шаманаевой в силу её неосведомленности или других каких-то причин. Но как бы там не было, в рамках уже разглашенной информации я могу осветить реальное положение дел и рассказать о своем участии в данной работе в качестве ответственного исполнителя с 2011 – 2013 гг.


С одной стороны данная новость вызывает безумно радует, но с другой стороны безопасность полетов самолетов не шуточное дело, так как связана с жизнями пассажиров, а не каким-нибудь бесполезным глонасовским спутником.


Как это обычно и бывает в нашей раше, НИР нам достался уже с располовиненным бюджетом. При чем первый этап должен был быть сдан уже через месяц, после того как было выдано ТЗ. Поэтому на скорую руку были состряпаны и сданы отчеты. Похоже такая практика принята везде в нашей науке и оборонке, и это совершенно нормально.


Второй этап был по сложнее. Было закуплено оборудование, был сделан макет радара (см. фото), но нормальных данных с него так и не удалось получить в силу проблем с электроникой, погодой и пр. поэтому опять же на скорую руку были состряпаны и сданы отчеты.


Это не первая моя подобная работа, и, относясь серьезно к подобным работам, стал замечать, что в отчетах, которые мы сдаем, нет ни капли конкретики, а одна вода. Дело в том, что обычно в срок не удавалось выполнить все пункты ТЗ, и отчеты просто заполнялись выжимками из интернета. Другими словами, складывалось такое впечатление, что проверяющие эти отчеты люди проверяли только орфографические ошибки. И действительно, проверяющие либо вообще не понимали сути дела, либо не хотели понимать.


Уже тогда стали появляться мысли, почему так происходит и кому это выгодно. Более понятно это стало на третьем этапе, когда начальник стал прижимать с зарплатой. Зарплата у нас начисляется следующим образом – оклад плюс надбавка, которую выписывает начальник, т.е. в конце месяца я расписываюсь перед пустой графой, а позже он вписывает туда сумму надбавки. И сумма эта всегда разная, непонятно от чего зависящая. Иногда он просто забывает про надбавку, обещая компенсировать в следующем месяце, но в итоге не выполняет своих обещаний.


И не только я один был недоволен подобными порядками. Были недовольны все, но никто не выступал, все терпели. А один мой коллега даже говорил: “Ну мы же люди подневольные”. Т.е. рабы. Вот он молодой российский ученый – раб. А куда деваться? Ипотека, кредиты – никуда не денешься. К тому же у многих служебное жилье – уволишься и надо съезжать, потом снимать квартиру и искать новую работу. Лучше уж потерпеть всю жизнь, вдруг у начальника будет хорошее настроение, подкинет деньжат, или президентская стипендия какая нибудь обломится.


И больше определенной суммы никто из нас получить не мог, правда некоторым коллегам начальник выписывал шестизначные суммы, которые потом забирал на непредвиденные расходы и клал в сейф.


Последней каплей было то, что меня опрокинули с президентской стипендией, о которой я узнал уже когда было поздно подавать на нее документы. Третий этап уже сдавали без меня, но с моими программами и мною разработанными ультразвуковыми измерителями. Как сдавали – для меня загадка, так как практически ни один пункт из ТЗ не был выполнен, разве что частично.


Я писал по этому поводу президенту, но это была глупая идея, так как письма президенту перехватываются администрацией президента и отправляются обратно твоему начальнику. Нет никакого смысла писать президенту.


В этом году сдача всей работы. Не удивлюсь если она будет успешно сдана, как это было раньше и с другими работами. Проверят орфографию в отчетах, посмотрят макеты, выпьют водки и разъедутся. Но, по моим расчетам, израсходовано максимум 50% выделенных средств, куда делись остальные – вопрос. К тому же, как мне стало известно, основное программное обеспечение осталось мною написанное, на пиратском Delphi и с использованием сторонних компонент, требующих лицензирования (например Mitov siftware). К тому же, по неизвестным мне причинам, контрагенты, в числе которых московский институт, почему то просто освоили перечисленные им деньги, но ничего не сделали со своей стороны. Вероятно военные НИРы — это ерунда, которую можно прикрыть бумажкой. И в сентябре-октябре 2014 года тема будет успешно сдана.


Все бы ладно, одни люди зарабатывают как могут, другие – батрачат за еду и спасибо, но если реально внедрят и оснастят аэропорты этими чудо-приборами? Ладно если они просто будут гнить под дождем, а если по их причине случатся катастрофы самолетов?


И тут ясно вырисовывается портрет современного ученого – не требовательного, терпилы, работающего за еду. Инициативных молодых людей в науке практически нет, они либо уходят в бизнес, либо совмещают с более доходной работой. К кормушке кого попало не пускают. Это годами отработанная система.


Эта работа у меня была основная, но я совмещал её с ещё четырьмя работами, иначе до сих пор платил ипотеку и ходил пешком, как многие мои коллеги. Работа была горячо любима, иначе не проработал бы на ней 15 лет. Как говорил президент Медведев во время телефонной горячей линии – хочешь много зарабатывать – больше работай. Но больше – не значит лучше.


1. http://ift.tt/1riNWnU

2. http://ift.tt/1qo0bDB

3. http://ift.tt/1riNSEO

4. http://ift.tt/1qo0bDC

5. http://ift.tt/1riNSEP

6. http://www.mitov.com/


This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий